Развитие рекламной коммуникации в историческом процессе

Рекламная коммуникация в античных городах. Рекламные коммуникации в период Средневековья. Коммерческая коммуникация на пространстве средневековых городов (вывески, глашатаи, летучие листки). Развитие традиционных форм рекламной коммуникации в новое время (товарные знаки, вывески, устная рекламная коммуникация, упаковка). Появление нового канала рекламы - газеты. Промышленный переворот ХIХ века и рост объема потребительского рынка. Новые каналы рекламной коммуникации. Реклама как системообразующий социальный институт индустриального и постиндустриального общества. Общество потребления и рост объема рекламы в ХХ веке. Реклама в начале XXI в. Интегрированный подход.

Рекламная коммуникация в античных городах - Слово «реклама» относится по своему происхождению к латинскому глаголу «reclamare» – кричать, выкрикивать, таким образом в самом термине «реклама» отражено его происхождение из устного народного творчества.

В то же время в античности этим словом обозначали деятельность глашатаев, т. е. уже в Древнем Риме или Древней Греции мы видим предпосылки профессионализации рекламистов. Глашатай – это не просто определённое физическое лицо, так называли тех, кто занимался рекламой профессионально, т. е. не от своего имени, а от имени клиента. Клиентом могло быть государство (государственные органы), местные органы власти, как их сейчас называют, либо торговые люди, ремесленники, которые были представлены во множестве греческих и римских городов. Эти люди производили продукцию в основном для продажи, и им необходим был глашатай, чтобы привлечь покупателя. Преобладала устная форма рекламы, и глашатаи обычно считались профессионалами достаточно высокой степени, в частности, в Древнем Риме глашатаи делились по характеру выполняемых заказов. Например, существовали глашатаи, относящиеся к дипломатии, т. е. объявляющие о прибытии важных гостей и т. д. Вторая разновидность глашатаев была менее почетна, они относились к рангу частных, и ими произносились такие тексты, которые сообщали городскому населению важнейшую оперативную информацию: деловую, коммерческую, политическую.

Кроме устной рекламы, широко использовалась и изобразительная символизация, в частности, при изобретении символьных знаков, которыми помечали свои изделия античные ремесленники. Они оставляли различные изображения, в основном геометрического характера. Но так было лишь на первых порах, в дальнейшем эти фирменные знаки усложняются, и особенно много подобных образцов дошло до нас на предметах гончарного производства, таких, как амфоры, вазы.



Своеобразным средством изобразительной рекламы являлись вывески. Вывески были различного характера, о чем дали возможность судить раскопки в городе Помпеи, погибшем под лавой Везувия в 79 г. нашей эры. В Помпеях было обнаружено несколько образцов мраморного рельефа, которые имели вывесочный характер, что это была вывеска – это догадка более поздних исследователей, т. е. предметы, изображенные на рельефе, служили вывеской для каких-то вполне конкретных заведений. В частности, в Помпеях наиболее распространенным видом услуг были таверны, гостиные дворы, харчевни. Источники сообщают, что на центральной улице города, которая была не менее километра, было двадцать харчевен, а всего в Помпеях было около 140 такого рода заведений. Естественно, что они конкурировали между собой, и каждый из хозяев старался придумать как можно лучшую вывеску. В целом в ту эпоху существовало три варианта вывесок: первый вариант (если все изложить в исторической последовательности) – это предметно-символьный образ, т. е. рядом с заведением помещался какой-то предмет, напоминающий о той деятельности, которой оно занималось.

Например, около мельницы мог лежать жернов, рядом с питейным заведением могли быть подвешены листья плюща либо какие-нибудь изображения, включая Бахуса, бога виноделия. Затем появляются те вывески, о которых уже упоминалось, т. е. рельефные, барельефные, и позднее, а может быть, и одновременно с этим, появляются текстовые вывески. Примером такой вывески может служить следующая древнеримская вывеска: «Здесь помещается гостиница. Триниклий на три ложа и со всеми удобствами».

Текстовая реклама играла меньшую роль в античности, чем устная реклама, так как большая часть жителей Древнего Рима и Древней Греции были неграмотны.



В Древней Греции и Древнем Риме существовала не только торговая или так называемая административная реклама, не только реклама зрелищ. Наряду с этим существовала реклама и в жанре политики, религии. Например, политическая реклама с особенной остротой и актуальностью необходима была во время выборов. Выбирались, обычно, градоначальники – «эдилы» от той или иной профессии.

Рекламные коммуникации в период Средневековья -На исторической авансцене появились религиозное мировоззрение, христианская идеология, институты церкви. Религию неотступно внедряют в массовое сознание именно при помощи рекламы. Религиозная реклама в этот период становится очень актуальной. В каждом обращении к народу присутствует примесь религиозной рекламы: настойчивое, всепроникающее утверждение высшей ценности именно данной религии.

Наиболее эффективными элементами народной проповеди (другими словами — рекламы) стали «поучительные примеры» — exempla. Они основывались на житейском опыте каждого прихожанина, излагались ярко, всегда на родном языке. Это были первые приёмы рекламного воздействия. «Рекламными обращениями» старались воздействовать на массы не только служители церкви, но и представители администрации, различные слои средневекового общества. Институт глашатаев и гонцов оставался всё так же актуален и перешёл из Античности в культуру Средневековья. Урбанизация активно порождала разнообразные формы массовой коммуникации и распространения информации — рекламу. Мир рекламы в Средневековье не ограничивался только устными текстами. Мастерство гравёров, художников, скульпторов также активно востребовалось рекламной деятельностью. Со временем появились универсальные символы для каждого вида ремесла. В дальнейшем предполагалось не только наличие таких знаков, но и их регистрация.

К стилизованным знакам на постоялых дворах, в гостиницах и питейных заведениях (также проявления наружной рекламы) впоследствии стали добавлять одно или несколько слов. Фирменные названия старались делать уникальными.

Средневековая реклама сделала большой шаг вперёд благодаря изобретению Иоганном Гуттенбергом (1400-1468) печатного станка в 1445 году. Использование печатного станка революционным образом способствовало развитию рекламы в эпоху Средневековья. Это же изобретение легло в основу формирования системы средств массовой информации, и, как следствие, развития рекламной полиграфии. В растущем спектре рекламной полиграфии появились: объявление, летучий листок, настенный прообраз плаката — зрелищная афиша.

Массовый спрос на рекламную информацию породил профессионалов в данной сфере: в Англии их называли «newsmen», во Франции — нувелисты, в Италии — новелланти, т.е. сборщики и разносчики новостей.

Товарные знаки. Самый древний — в Вавилоне, на обороте уличных плит. Самый знаменитый т.з. Античности, дошедший до нас — надпись на Александрийском маяке, т.з. строителя башни.

Упаковка. Тара — то, в чем можно положить, перенести, сохранить товар, но на нем нет никаких указаний о товаре. Упаковка — кроме прочего говорит о том, что внутри. Первая упаковка — саркофаг.

Газеты. Первые газеты появились при Юлии Цезаре, их в Риме было две. Это были стенгазеты. В двух разных концах Рима стояли белые стены, на одной писались политические новости, на другой — новости города (основная информация — объявления о разводах, о пропаже вещей и вознаграждении за найденные вещи и рекламные объявления). В 1630 г. во Франции появилась первая печатная газета «Gazett» в ней в том числе содержалась и рекламная информация.

В Западной Европе рекламная лихорадка началась в конце XVIII в. Вначале агентства занимались лишь скупкой и перепродажей рекламных площадей, текст предоставлялся клиентом. Первым агентством, работавшим над текстом рекламного сообщения и проводившим рекламные кампании, считается агентство «Айер и сыновья», основанное в 1890 г.

19 век — реклама становится значимым общественным феноменом, неотъемлемым компонентом культуры и жизни развитых стран. Цветная печать, дизайн

В 20 веке реклама становится социальным институтом. Социальный институт — устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, механизмов, структур, упорядочивающих очень важную для социума сторону жизни. Институт рекламы упорядочивает процесс формирования у человека и общества идеальной модели потребления материальных и нематериальных благ. Реклама формирует потребительский идеал.

В 20 в., особенно после Второй мировой войны, потребеление стало системообразующей деятельностью людей, сформировалось общество потребления. Потребление стало для человека главным источником удовольствия. Новые рекламоносители 20 в. — глянец, радио, кино, ТВ. Обращение к ценностям аудитории, образный ряд.


razvitie-reklamnoj-kommunikacii-v-istoricheskom-processe.html
razvitie-remesla-v-votchinah-stroganovih.html
    PR.RU™