РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ в 19-20вв

Вопросы образования и воспитания разрабатывал М.В.Ломоносов. Он заботился о подготовке учителей и создал такие учебные книги, как "Риторика" и "Российская грам­матика".

Немалые заслуги перед российской педагогикой имеет Н.И.Новиков (1744-1818). Он издавал первый в России журнал "Детское чтение для сердца и разума". Новиков счи­тал, что у детей надо воспитывать уважение к труду, доброжелательное отношение к людям.

Широко известны педагогические труды выдающихся русских мыслителей, филосо­фов и писателей В. Г. Белинского (1811-1848), А. И. Герцена (1812-1870), Н. Г. Черны­шевского (1828-1889), Н. А. Добролюбова (1836-1861). Во всем мире признаны педа­гогические идеи Л. Н. Толстого (1828-1910), изучаются труды Н. И. Пирогова (1810-1881). Они выступили с резкой критикой сословной школы и призывами коренного пре­образования дела народного воспитания.

Мировую славу русской педагогике принес Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1871). Он совершил переворот в теории, революцию в педагогической практике. В педа­гогической системе Ушинского ведущее место занимает учение о целях, принципах, сущности воспитания. «Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспи­тывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни», - писал он. Воспитание, со­вершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, ум­ственных и нравственных.

Русская педагогика послеоктябрьского периода пошла по пути разработки идей вос­питания человека в новом обществе. Активное участие в творческих исканиях новой пе­дагогики принял СТ. Шацкий (1878-1934), руководивший Первой опытной станцией по народному образованию Наркомпроса РСФСР. Первыми авторами учебных пособий по педагогике, в которых ставились и решались задачи социалистической школы, были П.П.Блонский (1884-1941), написавший книги «Педагогика» (1922), «Основы педагогики» (1925), и А.П.Пинкевич (1884-1939), «Педагогика» которого вышла в те же годы.

Известность педагогике социалистического периода принесли работы Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского. Теоретические поиски Н.К.Крупской (1869-1939) концентрировались вокруг проблем формирования новой советской школы, организации внеклассной воспитательной работы, зарождающегося пионерского движения. А.С. Ма­каренко (1888-1939) воздвигнул и проверил на практике принципы создания и педагоги­ческого руководства детским коллективом, методики трудового воспитания, изучал про­блемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье. ВА.Сухомлинский (1918-1970) исследовал моральные проблемы воспитания молодежи.



В конце 80-х годов в России началось движение за обновление и перестройку школы. Это ярко выразилось в возникновении так называемой педагогики сотрудничества. Среди ее видных представителей сияют имена известных ученых педагогов и самобыт­ных творческих учителей Ш.А. Амонашвили, СП.Соловейчика, В.Ф.Шаталова, Н.П.Гузика, Н.Н.Палтышева, В.А.Караковского и др. Всей стране известна книга москов­ской учительницы начальных классов С.Н.Лысенковой «Когда легко учиться», в которой описаны приемы «комментированного управления» деятельностью младших школьни­ков на основе использования схем, опор, карточек, таблиц. С.Н.Лысенкова создала так­же методику «опережающего обучения».

Руководящая роль принадлежит школе, учителю: «В воспитании все должно основы­ваться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искус­ственный организм заведения, как бы хитро он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания».

Ушинский пересмотрел всю педагогику и требовал полного переустройства системы образования на основе новейших научных достижений.

Билет 50

Таблица, как средство наглядности в обучении

ТАБЛИЦА - (от лат. tabula -доска) - Свод, перечень сведений, числовых данных, расписание к.-л. объектов, расположенных в определенном порядке по графам, приведенным в определенную систему.

Наглядность - это свойство, выражающее степень доступности и понятности психических образов объектов познания, для познающего субъекта; один из принципов обучения [6, с. 127]. В процессе создания образа восприятия объекта наряду с ощущением участвуют память и мышление. Образ воспринимаемого объекта является наглядным только тогда, когда человек анализирует и осмысливает объект, соотносит его с уже имеющимися у него знаниями.



Наглядность в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами.

Ушинский отмечал, что восприятие материала на слух - дело трудное, требующее от учащихся сосредоточенного внимания и волевых усилий. При неумелом ведении урока учащиеся могут лишь внешне «присутствовать на занятиях», а внутренне - думать о своём или же совсем оставаться без «мысли в голове»

Билет 51


razvitie-samoocenki-v-podrostkovom-vozraste.html
razvitie-samosoznaniya-i-emocionalnoj-lichnostnoj-sferi-v-rannem-vozraste.html
    PR.RU™