РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ

ПОНЯТИЕ О ФОРМЕ Что это такое?

Цель. Дать представление о разнообразии геометриче­ских фигур. Ввести и закрепить в активном словаре назва­ния некоторых объемных геометрических фигур. Формиро­вать понятие о сходстве и различии предметов по форме. Продолжать формирование у ребенка фразовой речи, со­стоящей из простых распространенных предложений.

Пособия, Объемные геометрические фигуры: шарик, кубик, брусок (кирпичик), кольцо, палочка, треугольная призма (крыша).

Ход занятия. Логопед кладет на стол шарик, кубик, брусок, кольцо, палочку, призму. «Посмотри, какие разные игрушки», — обращается он к ребенку. Показывая их по­очередно, взрослый предлагает ребенку назвать предметы, Те из них, которые малыш не может назвать, взрослый на­зывает сам. После этого логопед убирает все фигурки в ко-робку. Вынимая из коробки по 1 фигурке, логопед просит ребенка вновь назвать каждую игрушку,


Так обыгрываются все предметы. При этом логопед сам по несколько раз называет каждую фигурку, привлекая зрительное и слуховое внимание ребенка к форме пред­метов.

Цель. Та же.

Пособия, По 5 шариков, кубиков, брусков одного цве­та, 3 пластмассовые тарелочки.

Ход занятия. На столе ящик с фигурками и 3 пла'ст-массовые тарелочки. В одну из них логопед кладет шарик («Это шарик*), в другую — брусок («Это кирпичик»), в третью — кубик («Это кубик»). Взрослый объясняет ребен­ку задание: «Надо разложить все шарики, кирпичики, куби­ки, которые лежат в ящичке, по тарелочкам». Показывает, как раскладываются предметы. Берет шарик: «Шарик я положу к шарику», — кладет шарик в гарелку с шариком. То же логопед делает с кубиком и бруском. Обращается к ребенку: «Миша, возьми шарик и положи его в тарелку с шариками». Ребенок кладет шарик в соответствующую ка­релку. Логопед спрашивает: «Что ты сделал?» — «Я поло­жил шарик в тарелку». — «Посмотри, правильно ты поло­жил?» — спрашивает взрослый. «Я положил правильно», — отвечает ребенок.

Затем логопед предлагает ребенку самостоятельно раз­ложить оставшиеся в коробке предметы по тарелочкам. Всякий раз, когда ребенок кладет предмет в тарелку, он по просьбе логопеда называет его, например: «Я положил кир­пичик в тарелку». Логопед следит за правильностью выпол­нения задания и речью ребенка.

На занятии используется не более 3 фигур. Фигуры, на­звания которых ребенок запомнил, заменяются постепенно другими.

Цель. Та же.

Пособия. Кубик, брусок, шарик, кольцо, треугольная призма; 2 дощечки с изображением данных фигур по 3 на каждой.



Ход занятия. Логопед кладет на стол все фигурки и 2 дощечки с их изображением. Затем берет со стола кольцо, спрашивает у ребенка: «Что это?» Тот отвечает: «Это ко­лечко». Логопед, показывая на дощечки, спрашивает: «Агде


здесь колечко?» — «Вот колечко», — ребенок показывает изображение кольца. «А теперь мы положим это колечко на дощечку — вот сюда, где нарисовано колечко», — говорит логопед и показывает, как это надо сделать. Он предлагает малышу самому разложить фигурки по дощечкам, следя за правильным выполнением задания.

Примечание. На данном этапе замена обозначения формы объемной геометрической фигуры названием сходно­го по форме и знакомого ребенку предмета закономерна, до­пустима. Например: цилиндр — столбик, палочка, треуголь­ная призма — крыша и т. п.

Квадрат —- кружок

Цель. Формировать представление о разнообразии гео­метрических фигур. Закреплять понятие о сходстве и раз­личии форм. Дать понятие о плоскостных геометрических фигурах.

Пособия. Плоскостные геометрические фигуры: кру­ги, квадраты (по 5 шт.), треугольник, прямоугольник, овал одного цвета. Все круги имеют одинаковую величину (то же — и квадраты).

Ход занятия. Для того чтобы продемонстрировать разнообразие форм плоскостных геометрических фигур, ло­гопед выкладывает на стол квадрат, круг, треугольник, пря­моугольник, трапецию. Говорит: «Саша, посмотри, какие разные игрушки. Вот кружок, вот квадрат». Остальные фор­мы не называет. Дав ребенку рассмотреть выложенные на столе предметы, взрослый оставляет на столе круг и квад­рат, остальные формы убирает.

Затем логопед берет круг: «Это кружок». Дает его ре­бенку, обводит круг его рукой. Берет квадрат: «Это квад­рат». Аналогично обследует его рукой ребенка, обращая внимание на уголки у квадрата. Оба предмета кладет на стол. Просит ребенка показать, где кружок, где квадрат. Убедившись, что малыш различает предметы по форме, усложняет задание: выкладывает на стол вперемешку все круги и квадраты и предлагает ему положить круги к кру­гам, квадраты к квадратам. Ребенок, раскладывая пред* меты по форме, говорит: «Это кружок. Я положу кружок сюда. Это квадрат. Я положу квадрат сюда». Так он груп­пирует предметы по форме путем зрительного соотнесения. Логопед следит за правильностью выполнения малышом задания, за его речью.



Примечание. Как правило, понятие круг входит в активную речь ребенка быстрее, чем слово квадрат*


Цель. Учить различать и называть форму предметов.

Пособия. Круги и квадраты (по 5 шт.) одного цвета и величины; 2 карты: на одной в левом верхнем углу нари­сован квадрат, на другой нарисован круг.

Ход занятия. На столе перед ребенком лежат круги и квадраты, несколько левее — карты с изображением кру­га и квадрата. Логопед, показывая ребенку на предметы, изображенные на картах, просит назвать их. Если малыш затрудняется, взрослый напоминает ему название предме­тов. Затем, указывая на круг и квадрат, просит ребенка еще раз повторить названия фигур. Если он назовет их пра­вильно, логопед дает следующую инструкцию: «Положи квадрат к квадрату, кружочки к кружочкам». Ребенок вы­полняет задание, сопровождая его речью: «Это кружок»; «Я беру кружок»; «Я кладу кружок сюда»; «Это квадрат»; «Я беру квадрат»; «Я кладу квадрат сюда». Таким образом ребенок, раскладывая предметы по образцу, повторяет на­звания фигур: кружок, квадрат.

Цель. Учить классифицировать предметы по форме, не учитывая цвет.

Пособия. По 6 квадратов и кругов одной величины, но разного цвета: красного, зеленого, желтого, синего; 2 до­щечки: на одной в левом верхнем углу наклеен квадрат, на другой — круг, окрашенные в разные цвета.

Ход занятия. Взрослый кладет перед ребенком до­щечки, фиксируя его внимание на форме предметов-образ­цов. Круги и квадраты находятся в коробке у логопеда. Он берет круг такого же цвета, что и круг-образец, показывает ребенку, спрашивает: «Что это?» — «Это кружок», — отве­чает ребенок. «На какую дощечку ты положишь кружок: сюда или сюда?» — спрашивает взрослый и показывает на дощечки. Ребенок говорит: «Я положу кружок сюда». Кла­дет его на соответствующую дощечку. Логопед дает ребен­ку еще 1 круг, но другого цвета, спрашивает: «На какую дощечку ты положишь этот кружок?» Если малыш ошиба­ется, взрослый исправляет ошибку: берет неправильно по­ложенный круг, обращает внимание ребенка на форму предмета и кладет его на дощечку сам. Затем показывает квадрат, отличающийся цветом от образца, просит ребенка назвать предмет, показать, куда его надо положить.


Как только ребенок начнет действовать правильно, лого­пед выкладывает из коробки вперемешку квадраты и кру­ги и предлагает разложить их самостоятельно: «Положи правильно: кружок к кружкам, квадрат к квадратам».


razvitie-slovarya-i-grammaticheskogo-stroya-rechi-u-detej-s-nor-.html
razvitie-sluhovogo-vnimaniya-i-fonematicheskogo-spriyatiya-znakomstvo-so-zvukovoj-linejkoj.html
    PR.RU™