Развитие слухового внимания и фонематического сприятия. Знакомство со звуковой линейкой

Мы с Улей будем произносить слова правильно и неправиль-. Хлопните в ладошки, если слово сказано правильно: улитка; литка, малитка, вулитка, улитка; утюг, мутюг, витюг, 1юг. Вы заметили, что в некоторых словах есть «чужие» звуки, ли хоть один звук «заблудился», слово уже становится непонят-м. Лилитка — правильное слово или нет? (Нет.)

Есть длинные и короткие слова. Слова, в которых мало зву-s, — короткие слова.

Демонстрируется звуковая линейка.

Скажем слово уж и посмотрим, сколько окошек открылось. за окошка.) Скажите слово утка.

Слова произносятся медленно, с выделением каждого звука. Произнесите слово умывальник. Какое это слово? (Длинное.) Почему вы так считаете? (В нем много звуков.) А сейчас смотрите, как я могу отхлопать ритм разных слов. У-ли-ца три хлопка), у-жи (два хлопка), уж (один хлопок), у-мы-валь-ник (четыре хлопка). По количеству хлопков тоже можно догадаться, какое слово — длинное или короткое.

  1. Знакомство с буквой у

Сейчас Уля покажет вам свою любимую букву.

Демонстрируются буквы у, У (строчная и заглавная). Уточняютсясходства и различия.

На что похожа буква у? Ответы детей.

У — сучок. В любом лесу Ты увидишь букву У.

В. Степанов

Покажите пальчиками, как торчат «ушки» у буквы у. Найди­те в кассах букву у.

Буква у выставляется в окошко Красного замка.

Итог занятия

Подарим хозяйке Красного замка слова со звуком у. Я буду произносить часть слова, без звука у. Вы дополните его звуком у и скажете все слово, казка (указка), дав(удав), лыбка(улыбка), ченик(ученик), голь(уголь), гол(угол), шат(ушат), зел(узел). Молодцы.

8 Тема «Звук и буква и»

НАШИ ГОСТИ ИЯ И ИВАН

Материал.Куклы (мальчик и девочка), предметы (иголка, изюм, инжир, ириски, музыкальные инструменты), картинки (ива, деревья в инее, искры, иволга), игрушки (избушка, индюк), бук­венные кассы, демонстрационные буквы, Красный замок, хозяй­ка замка Анна, палочки.

Ход занятия

Оргмомент

Развитие слухового и зрительного внимания. Угадайте, на чем я играю.

Звук музыкальных инструментов воспроизводится перед деть­ми, а потом — за ширмой. Затем детям предлагают имитировать игру на каком-либо инструменте. Логопед угадывает, на чем они играют.

Сообщение темы занятия

Выставляются куклы: мальчик, девочка и хозяйка Красного зам­ка Анна.

Сегодня с Анной пришли гости — Иван и Ия. Повторите, как их зовут. (Иван, Ия.) Какой первый звук в их именах? (Звук и). Что вам напоминает звук и? Как кричит ослик? (И-а, u-а, и-а.)



Сегодня мы будем произносить много слов со звуком и и узнаем букву и.

3. Характеристика звука и по артикуляционным и аку­стическим признакам

Посмотрите, ваш рот улыбается, губы раздвигаются, за ниж­ние зубы язык опускается. Произнесите звук и протяжно, долго, спойте его. Вы догадались, какой это звук? (Гласный звук.) Каким кружочком обозначим звук и? (Красным кружочком.)

Показывается окошко в Красном замке, где поселился звук и.

4. Развитие слуховой памяти

Запоминание и воспроизведение звукового ряда а-у-и. Опреде­ление количества и последовательности звуков. Какой звук исчез из ряда? Обозначение звуков символами.

Сосчитайте, сколько звуков я произнесла, и отложите столько же кружочков.

5. Произношение звука и в словах. Определение его по­зиции. Развитие логической памяти. Падежное управление

Выставляются картинки и предметы: деревья в инее, иволга, ива, искры, игрушки, инструменты, избушка, индюк, изюм, ириски, иголка.

Как зовут наших гостей? (Иван и Ия.) Они принесли вам угощение. Это — ... (изюм), это — ... (инжир), а это — ... (ириски). А вот любимый цветок Ии — ирис. Какие вы услыша­ли похожие слова? (Ирис, ириски.)

Показывается набор мелких игрушек.

Назовите одним словом эти предметы. (Игрушки.) А это — ... (инструменты). Это дерево называется ... (ива). Назовите домашнюю птицу. (Индюк.) А это — иволга.. Что здесь острое, металлическое? (Иголка.) Чем покрыты деревья? (Инеем.) Ког­да горит бенгальский огонь, вокруг сыплются ... (искры). Как по-другому называется такой домик? (Избушка, изба, избенка.)

На столе отмечается метка — начало слова. Дети произносят слова и «ловят» звук и, нажимая пальцем на эту метку. Дети, будьте внимательны, сейчас вы должны сказать нуж­ное слово. Попрошу соблюдать такое правило: «Внимательно слу­шай, другим не мешай, когда тебя спросят, тогда отвечай». Дере­вья в ... (инее). Мы не боимся ... (индюка). Детей угощали... (изюмом, ирисками, инжиром). Мама шьет ... (иголкой). Лисичка сделала ледяную ... (избушку). Мы играли на музыкаль­ных ... (инструментах). У нас в группе много ... (игрушек).



Подбор родственных слов

Что можно делать с игрушками? (Играть.) Эта машинка ... (игрушечная). У нас есть много ... (игрушек). Сейчас я пригла­шу вас на ... (игру). Со мной вы будете ... (играть). Слова игра, играть, игрушки, игрушечная называются родственны­ми. Это семья слов.

Физминутка. Игра «Подарки».

Принесли мы вам подарки, Кто захочет, тот возьмет. Вот вам кукла с лентой яркой, Конь, волчок и самолет.

Один из детей изображает действие заводной игрушки, а дру­гие — повторяют.

8. Закрепление понятий «длинные и короткие слова» Дети, назовите самое короткое слово со звуком и. (Ива, Ия.)

Назовите самое длинное слово. (Инструменты.) Отхлопаем ритм этих слов. Какое слово длиннее — игра или игрушки? (Игруш­ки.) Почему вы так думаете?

9. Согласование местоимений с глаголами. Многознач­ность глагола идет

Демонстрируется шагающая кукла.

Что делает Ия? (Идет.) Оля, подойди к нам. Оля тоже ... (идет). Идите ко мне. Что вы делаете? (Идем.) Я иду к вам. Что я делаю? (Вы идете.) Скажем вместе: Я ... (иду). Мы ... (идем). Вы ... (идете). Ты ... (идешь). Они ... (идут). Ответь на вопросы: Что идет? (Дождь идет. Снег идет. Поезд идет.) Кто идет? (Ия идет. Иван идет. Индюк идет. Медведь идет. Петух идет.) Слова сопровождаются показом действий.

10. Знакомство с буквой и

Ия и Иван просят вас найти букву и в Красном замке. Эта буква обозначает звук и. Что она вам напоминает?

Демонстрируются строчная и заглавная буква и. Чем они различаются? Послушайте стихотворение о букве «. Молоток я раздобыл, из дощечек букву сбил.

Сколько здесь дощечек? — Три! — А какая буква? — И.

Е. Тарлапан

Выкладывание буквы и из палочек.

11. Закрепление гласных букв а, у

Какие буквы вы знаете? (а, у.)

Выставляются и называются картинки: улитка, аист, ива. Дети соотносят буквы с услышанным первым звуком и подставляют буквы к картинкам.

Итог занятия

После подведения итогов занятия детей можно угостить изю­мом, ирисками, инжиром.

9 Тема «Звуки п, п' и буква и»

У НАС В ГОСТЯХ ПОРОСЯТА ПИК, ПАКИ ПОК

Материал.Игрушки (три поросенка, два попугая, телефон); предметы (пуговицы, платок, полотенце, пододеяльник, пальто, тапки, покрывало, пирамидки); картина «Петрушка-почтальон» из серии Г.А. Тумаковой «Звучащее слово»; звуковая линейка, цветовые символы звуков, звуковые замки, домики, буквы.

Ход занятия

Оргмомент

Психогимнастика

Изобразите ссорящихся, сердитых попугаев. Изобразите весе­лых поросят, испуганных поросят.

Сообщение темы занятия

Выставляется картина «Петрушка-почтальон» и коробка с пред­метами.

Кто к нам пришел? (Петрушка-почтальон.) Что он нам принес? (Письма, посылку.) Какой первый звук вы услышали в словах почтальон, посылка! (Звук п.) А в слове письма? (Звук п'.)

3. Характеристика звука п

В письме — сказка о звуке п. Жили-были веселые звуки. Они умели петь песни. Какие это звуки? (а, у, и.) А всех вместе их называли ... (гласные звуки). У гласных звуков были звон­кие голоса, они пели как птицы. Однажды они запели так весело, что другим звукам тоже захотелось петь. «П-п-п» — запыхтел звук п. Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал, заго­ревал он: «Ох! Какой я невезучий, у меня нет голоса, меня почти никто не слышит!» «Не печалься! — сказал голосистый звук а. — Мы, гласные, тебе поможем, только ты должен стоять рядом с нами, согласен?» «Согласен, согласен!» — обрадовался звук п. «Вот и хорошо! — воскликнул звук а. — За это мы будем называть тебя согласным звуком».

Когда произносится согласный звук п, воздушная струя встре­чает преграду. Звук п пытается прорваться сквозь преграду — сквозь губы. Произнесите звук п. Чем мы произносим звук п? (Губами.) Наш голос спит или поет?

Прикладывается тыльная сторона ладони к горлу. Загибайте пальчики и повторяйте за мной, какой звук п. (Со­гласный, твердый, глухой.) Попробуйте его спеть. (Он не по­ется.) Попробуем потянуть звук.

Дети пытаются потянуть звук п, имитируя наматывание ниточки на клубок. (Ниточка рвется, звук не тянется.) Вносится замок синего цвета.

Согласные твердые звуки будут жить в этом Синем замке. Твердый, согласный звук п мы обозначим синим кружочком.

4. Различение звуков п, п' по акустическим признакамЧто принес нам Петрушка-почтальон? (Письмо.) Вы хотите узнать, от кого письмо? Тогда отгадайте загадку: «Впереди пята­чок, сзади крючок, посередине спинка, а на ней щетинка». (Это поросенок.) Нам пришло письмо от поросенка, а зовут его Пик. Какой первый звук в его кличке? (Звук п'.) У него есть братья Пок и Пак. Повторите их клички. Одинаково ли звучат первые звуки в словах Пик, Пак?

Ответы детей.

Звук п' — братец звука п. Этот звук называется мягкий со­гласный. Его будем обозначать зеленым кружочком.

5. Произношение звуков п и п' в слогах. Анализ и син­тез слогов an, yn, слов Пик, Пак

Послушайте, какие дразнилки придумали Пак и Пик: па-по-пу, пу-па-пы, па-пу-пи-ка.

Дети повторяют и отмечают, какой слог лишний. Сколько звуков в слоге an? Что длиннее — слог an или слово Пик?

С помощью звуковой линейки уточняется, что слово длиннее, так как в нем больше звуков. «Ловите» звуки п, а, к. Верните мне слово. (Пак.)

6. Произношение звуков п, п' в словах. Определение позиции звуков в словах

Посмотрим, что в посылке прислали нам Пик, Пак и Пок. Дети называют предметы, определяют позиции звуков п, п', пе­ремещают кружочки в окошки домиков. Из посылки достают пугов­ки, сравнивают их по величине, цвету и пересчитывают. Дети опреде­ляют, куда их пришить — к платью или к пальто.

7. ФизминуткаУгадайте, что я делаю?

Логопед имитирует действия с рассмотренными предметами, дети повторяют, угадывают, придумывают задания сами.

8. Произношение звуков п, п' в предложенияхКак нам пригласить Пика, Пака и Пока в гости?

Выставляется телефон. Надо им позвонить. Что мы сделаем? (Позвоним.)

Телефон подносится к нескольким детям, которые приглашают поросят в гости.

А вот и наши гости! Кто прилетел вместе с поросятами? (По­пугаи, два попугая.) Чем мы угостим попугаев?

Выставляется стакан с крупой и апельсин. (Крупой.) А чем угостим Пика, Пака и Пока? (Апельсинами.)

9.Произношение звука я в чистоговорках. Словотворче­ство детей

Сочиним чистоговорку со словом крупа. Пу-пу-пу, попугай клюет крупу. Па-па-па, на пол сыплется крупа. Пы-пы-пы, больше нет у нас крупы.

10. Работа над мимикой и просодиейЧтение шутки-потешки.

Говорит попугай попугаю:

— Попугай, попугай, я тебя попугаю! Попугаю в ответ попугай:

— Не пугай, не пугай, не пугай!

Дети повторяют шутку-потешку. Одна группа изображает серди­того попугая, другая — испуганного.

Попугаи, чем пугать друг друга, вы лучше посмотрите, какие полоски у наших детей. Дети, что вы ими обозначаете? (Слова.)

11. Анализ словесного состава предложенияПридумайте предложения со словами Пик, Пак, Пок, попугай.

Дети придумывают предложения. Проводится анализ одного пред­ложения.


razvitie-strukturi-kori-perednej-centralnoj-izvilini-v-filogeneze.html
razvitie-surdopedagogiki-i-specialnih-uchilish.html
    PR.RU™