Развитие способности усвоения ритма движений

Ритм является комплексной характеристикой, отражающей соот­ношение между отдельными частями, фазами, элементами какого-либо упражнения по усилиям, во времени и пространстве.

В теории физической культуры ритм определяется как соразмер­ность во времени сильных, акцентированных движений, связанных с активными мышечными усилиями, и слабых, относительно пассивных движений (Ю.Ф. Курамшин, 1999).

Ритм присущ и циклическим, и ациклическим движениям. Ритмич­ность движений характеризует рациональную технику конкретного дви­гательного действия.

Дети аномального развития, особенно с умственной отсталос­тью, испытывают затруднения в усвоении правильного ритма движе­ний, т.е. в согласованности акцентированных усилий с пространствен­ными и временными характеристиками движения. Неритмический бег означает неравномерность усилий при отталкивании в каждом цикле бега и соответственно нестабильную скорость, «плавающую» длину и частоту шагов. Внешне это проявляется в излишнем напряжении, порывистости и внезапном торможении, раскачивании из стороны в сторону.

В целях обучения правильному ритму и его относительной стабили­зации используют счет, «выстукивания», хлопки. С этой же целью при­меняют музыкальное сопровождение, хотя в музыке под ритмом пони­мают «последовательную длительность звуков, различных по высоте» (Т.Т. Ротерс, 1989), т.е. только временные параметры.

Дети с нарушениями в развитии лучше усваивают временные ха­рактеристики (продолжительность движения, темп), чем ритмические. Если звуковые акценты (громкость) в мелодическом рисунке совпада­ют с акцентированными проявлениями мышечного усилия, то эффек­том является улучшение ритмической характеристики движения. В дей­ствительности музыкальное сопровождение, используемое в ритмопла­стике, танце, логоритмике, аэробике, такой задачи не преследует. В этих видах все внимание концентрируется на точности временного совпадения движений с ритмическим рисунком мелодии, которое пред­ставляет «чередование звуков различных длительностей».

Вместе с тем, воспроизведение музыкального ритмического рисун­ка в движении развивает музыкальную память, координацию движе­ний, быстроту реакции, выразительность, пластичность и опосредо­ванно - ритм движений (в понимании его как комплексной характери­стики техники физического упражнения).

5. Развитие способности к статическому и динамическому равновесию
В основе развития этой координационной способности лежит по­
степенное и последовательное усложнение заданий и условий их вы­
полнения, в результате чего требуется все большая мобилизационная




способность оптимально балансировать в неустойчивых позах, прида­вая им устойчивость в условиях помех.

В условиях двигательной деятельности инвалидов важны два прояв­ления равновесия: устойчивость статической позы и сохранения ее в динамических упражнениях.

При вертикальной позе ведущая роль в регуляции равновесия при­надлежит стопе и активности мышц голени, так как именно они осу­ществляют коррекцию нарушений равновесия (В.С. Гурфинкель, 1965). Устойчивость обеспечивается:

-большей площадью опоры;

-более низким нахождением общего центра массы тела к опоре; прохождением линии тяжести через площадь опоры.

В динамических упражнениях при воздействии прямолинейных и уг­ловых ускорений равновесие преимущественно обеспечивается анализа­торами (двигательным, вестибулярным) и зависит от проприоцептив-ной чувствительности и устойчивости к вестибулярным раздражениям.

В практической работе с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями применяются следующие упражнения:

-ходьба на носках, фиксация стойки на носках;

-ходьба с поворотами, наклонами, круговыми движениями головы;

-чередование ходьбы вперед и назад с поворотами на 180 и 360°;

-танцевальные шаги вальса, польки;

-стоя у опоры, сохранение равновесия при наклонах назад, впе­ред, в стороны, стоя на одной ноге;

-то же, без опоры;

- прыжки на двух ногах, на одной ноге, на скакалке, на месте, с
продвижением, поворотами; выпрыгивание вверх с устойчивым фик­
сированным приземлением;

- балансирование на уменьшенной площади опоры (нарисованном
коридоре, гимнастической скамейке, канате, лежащем на полу, низ­
ком гимнастическом бревне);

- махи ног вперед, назад, в стороны, с фиксацией конечного поло­
жения — поза «ласточки» (у опоры, без опоры);



-вращение тела вокруг вертикальной оси (в висе на кольцах, на коньках, в кресле Барани, в коляске);

-катание на качелях, «гигантских шагах», каруселях, «рейнском колесе», прыжки на батуте;

-подвижные игры с ускорениями, остановками, сменой направле­ния, фиксированными позами;

- ходьба по наклонной гимнастической скамейке вверх и вниз, руки
в стороны, по качающейся опоре;

-выполнение упражнений с закрытыми глазами (А.А. Тер-Оване-сян, 1978);

- жонглирование предметами (подбрасывание и ловля 1—2 теннис­
ных мячей), стоя на гимнастической скамейке.

б. Развитие способности к быстрому реагированиюКатегорию детей аномального развития отличает целый ряд суще­ственных нарушений нейродинамики: уменьшение силы основных нерв-


ных процессов, нарушение их подвижности, патологическая иррадиа­ция возбудительного и тормозного процессов (А.Р. Лурия, 1973; Б.И. Шостак, 1973;В.И. Лубовский, 1982), которые выражаются в сни­жении когнитивных способностей, замедленном решении моторных задач, запаздывании тактических действий.

Под реагирующей способностью понимается умение быстро отве­чать на различные сигналы, перестраивать формы двигательных дей­ствий в соответствии с меняющимися внешними условиями.

Для развития простой двигательной реакции используются внезап­ные звуковые, двигательные, световые, вибрационные сигналы к нача­лу заранее известного двигательного действия (зафиксировать позу, выполнить поворот, изменить направление движения). Варьирование сигналов по времени подачи (с разными интервалами), силе, типу, расстоянию развивает слуховое и зрительное внимание.

Сложные реакции связаны со слежением, зрительным восприятием (у незрячих - слуховым восприятием), умением предвидеть, например, траекторию полета мяча, направление и скорость бега догоняющего в игре, предугадать движения партнера и т.п., т.е. предвосхитить события во времени и выбрать соответствующее двигательное поведение. Умение предвидеть, предугадывать ситуацию (антиципация) определяет точность и своевременность реакций, оптимальный выбор маршрута движения. Как правило, проявление этой способности связано с лимитом времени, а поэтому лучше всего развивается в игровой деятельности, где прихо­дится реагировать на меняющуюся обстановку, выбирать кратчайший путь, использовать глазомер, самостоятельно принимать решения.

Для развития реагирующей способности используются следующие упражнения:

- во время ходьбы или бега по одному сигналу выполняется оста­
новка, по другому — смена направления движения;

- реагирование на сигнал из разных исходных положений: упор при­
сев, стоя спиной и т.п.;

- реагирование движением на летящий мяч (отскочить или поймать),
вращающуюся под ногами веревку и др.;

- реагирование на силу внешнего сигнала переключением на другой
вид деятельности;

- подвижные игры, требующие быстрого реагирования на изменя­
ющиеся условия и соответствующего выбора двигательного поведения.

Развитие мелкой моторики

Одним из наиболее выраженных проявлений поражения ЦНС явля­ется нарушение нервной регуляции моторики мелких движений рук -кистей и пальцев, выражающееся в ограниченной подвижности, сгиба-тельной контрактуре, спастике, синкинезиях. Чаще встречается у детей с последствиями полиомиелита, церебрального паралича, поражения спинного мозга, у детей с умственной отсталостью. От координации пальцев и кисти зависит освоение письма, чтение слепыми по Брайлю, успешность выполнения многих бытовых, трудовых и спортивных дей­ствий инвалидами всех нозологических групп. Развитие мелкой мотори­ки выступает как один из основных методических подходов коррекции


тяжелых речевых нарушений, к которым относят алалию, афазию, ри-нолалию, дизартрию, заикание.

Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интел­лектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, име­ющий высокий уровень мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, он быст­рее осваивает технику письма. Письмо — это сложный навык, включаю­щий выполнение тонких координационных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошего развития зрительного восприятия и произвольного вни­мания.

Для активизации движений кисти и пальцев используется разнооб­разный мелкий инвентарь: мячи, различные по объему, весу, материа­лу; шары — надувные, пластмассовые, деревянные; флажки, ленты, резиновые кольца, обручи, гимнастические палки, кубики, мячи-ежи­ки, геометрические фигуры, вырезанные из картона, пуговицы, иг­рушки и др. Основной метод игровой, но есть и самостоятельные уп­ражнения:

- катание мяча, шарика, сидя на полу;

- подбрасывание и ловля мяча двумя руками, одной;

- перебрасывание мяча из руки в руку;
-удары мяча об пол, в стену и ловля;

-броски мяча в цель, горизонтальную, вертикальную;

-хватание гимнастической палки;

-сжимание-разжимание кисти с резиновым кольцом;

-ритмичное постукивание пальцами по столу;

-быстрое соединение пальцев в замок;

-движение кисти к себе, от себя со сцепленными пальцами;

-пассивное и активное сгибание каждого пальца;

-собирание строительного конструктора, складывание мозаики;

-рисование по трафарету, на доске мелом и т.п.;

-малоподвижные игры типа «В гости к пальчику большому», со­провождающиеся последовательными движениями пальцев и речитати­вами;

- пальчиковые игры, в которых движением пальцев изображаются
предметы, птицы, животные. Они увлекательны, способствуют разви­
тию речи, творческой деятельности, вырабатывают ловкость, умение
управлять своими движениями, активизируют моторику руки.


razvitie-vnimatelnosti-pri-pomoshi-rastenij.html
razvitie-voennoj-tehniki-v-xvii-xix-vv.html
    PR.RU™