Развитие воспитательной системы: источники, этапы, условия.

В процессе создания ВС выделяют две тенденции.

Первая тенденция — локализация системы, при которой создается свое производство, своя спортивная школа, своя музыкальная школа и т.п., расширяется круг лиц, занятых воспитанием в рамках самого образовательного учреждения. Окружающая среда неадекватна целевым установкам ВС.

Вторая тенденция — выход ВС за рамки школы и включение в духовную, и производственную жизнь окружения. В данном случае среда является позитивно действующим фактором и в итоге становится компонентом ВС.

…Любая ВС развивается поэтапно, для каждого этапа характерны свои задачи, виды деятельности, организационные формы, системообразующие связи. В развитии ВС выделяют три этапа.

Первый этап начинается с выработки главных ориентиров, коллективных ценностей. Он характеризуется тем, что в педагогическом коллективе усиливаются разногласия, обозначаются лидеры, актив, формируются группы. В среде учащихся также наступает период исканий и дискуссий. Выделяются обладающие организаторскими способностями, тяготеющие к коллективной деятельности. Может наступить временный период разобщенности. Коллективность выражается на уровне классов, групп сверстников. Чувство принадлежности к коллективу образовательного учреждения присуще преимущественно активу. Взаимодействие с окружающей средой носит стихийный, реактивный характер. Отмечается недостаточная прочность внутренних связей.

В управлении преобладают организационные аспекты. Компоненты системы работают порознь, автономно. Поэтому главной целью на этом этапе является создание коллектива образовательного учреждения.

На втором этапе утверждается системообразующий вид деятельности. Идет отработка эффективных форм и методов деятельности. Бурно развивается ученический коллектив за счет межвозрастного общения и ученического самоуправления. Возникают различные временные объединения. Рождаются коллективные традиции. Коллективность выражается в желании детей больше времени проводить вместе

Третий этапразвития ВС характеризуется тем, что ученический и пе­дагогический коллективы чаще выступают как единое целое, как содружество, объединенное общей целью, деятельностью, отношениями творчества и общей ответственности.

(Цитаты из работы: Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами. - М.,2005. С172-185).

Вопросы для самоконтроля

1. В чем сущность системного подхода в воспитании?



2. Как вы думаете, с чем связана обусловленность любой воспитательной системы?

3. С чем, на ваш взгляд, связаны основные характеристики воспитательных систем?

4. В чем, на ваш взгляд, проявляется взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов системы воспитания?

5. Какие признаки систем воспитания вам известны?

6. Какие вы знаете виды систем воспитания?

Тема 11.2. Авторитарное воспитание

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Характеристика авторитарного воспитания.

2. Виды авторитарного воспитания.

3. Методы авторитарного воспитания.

4. Условия, создающие авторитарную педагогику.

Рекомендуемая литература

Основная

Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М.,1979

Демидов А.Б.Феномены человеческого бытия. - Мн.,1997.

Джуринская А.Н .Развитие образования в современном мире. - М., 1999. С.110-115.

Реан А.А., Бордовская Н.В.,Розум С.И. Психология и педагогика. - СПб., 2000.

Дополнительная

Лузина Н.М. Входящему в школьный класс (приглашение к диалогу).- Псков,1997.

Соловейчик С.Л. Воспитание школой. – М.,2002.

Степанов Е.Н. В поисках более точного ответа// Директор школы. 2001. №1.

Задания для самостоятельной работы

1. Выпишите из словарей, из учебных пособий по педагогике, психологии, философии толкование понятия «авторитарность». Из книг, указанных в списках литературы выпишите цитаты, раскрывающие это понятие.

2. Прочтите главу 2 книги Азарова Ю.П. (Приложение 30) и фрагмент главы Реан А.А. др. (Приложение 31), дайте характеристику авторитарной системе воспитания.

3. Представьте, что вы взяли класс после учителя, применяющего в своей работе авторитарные методы. Как вы намерены поступить? Составьте план преодоления «наследия» такого учителя. В составлении плана используйте предложенные рекомендации:

П р о п е д е в т и к а

Проведите диагностику последствий используемого стиля педагогического взаимодействия. Для этого:1. Выявите мотивацию учителя в применении им этого стиля взаимодействия с детьми. 2. Определите вид авторитарности, используемый учителем в своей работе (скрытая, прямая, демагогическая, либеральная, административная). 3. Определите последствия такого стиля в поведении детей.



П л а н и р о в а н и е

Составьте план взаимодействия с детьми. Для этого: 1. Определите цели изменения стиля. 2. Определите сроки ( Помня о ранимости детской души и индивидуального восприятия каждым ребенком изменения стиля общения с учителем). 3. Подберите необходимое педагогическое содержание работы по изменению стиля.

И с п о л н е н и е

Реализуйте намеченное. Для этого: 1. Меняйте стиль каждый день, но понемногу. 2. Учитывайте индивидуальный подход к ребенку. 3.Согласуйте свои действия с другими учителями и родителями.

4. Проведите сравнительный анализ понятий «авторитарность» и «гуманизм». Можно использовать следующую схему: основные идеи, лежащие в основе систем; место личности в системе; методы, применяемые воспитателем, использующим воспитательную систему; характеристика взаимоотношений в каждой системе; виды деятельности.

5. Представьте, что вам надо принять участие в диспуте на тему: »Авторитарность: порядок или притеснение». Составьте тезисы своего выступления.

Приложение 30

Ю.П.Азаров


read-the-conversations-and-answer-the-questions-below-make-up-your-own-conversations-using-these-models.html
read-the-dialogue-and-correct-the-mistakes.html
    PR.RU™